8-800-511-27-08
---------------------------------
Безопасная Интернет Территория

Безопасная Интернет Территория

НАПРАВЛЕНИЯ
КАК ПОСТУПИТЬ
СТОИМОСТЬ
О НАС
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
Обратный звонок
Введите номер телефона и мы с вами свяжемся в течение 30 минут
Новости

Внутренняя мотивация к обучению у ребенка – еще один миф или, все же, реальность?

Говоря о мотивировании ребенка к какой-либо деятельности, неважно, будь то учеба или что-то другое, мы, обычно, уделяем большее внимание внешней мотивации, которая исходит не от него самого, а от кого-то третьего – родителей, учителей или друзей. Однако не стоит забывать и о самомотивации, так как она, зачастую, бывает более эффективной, чем внешняя, так как позволяет человеку надолго сохранить желание заниматься определенной деятельностью, чтобы достичь поставленной цели. 

Вопрос о том, есть ли самомотивация к учебе у школьников, довольно-таки спорен, потому что для ее формирования нужно, чтобы человек четко осознавал свою цель, а не все дети, особенно младшего возраста, понимают, для чего им нужно ходить на уроки пять дней в неделю на протяжении одиннадцати лет. Именно поэтому в случае с младшими школьниками больше работает внешняя мотивация, которая выражается в одобрении учителей или родителей, хороших оценках и победах в олимпиадах и конкурсах. В то же время, самомотивация у ребенка может начать формироваться уже в начальной школе, если ему нравится определенный предмет, и он с удовольствием его учит. 

Поскольку самомотивация подразумевает сильное внутреннее желание добиться определенного результата, для ее формирования человек должен осознанно оценивать свои действия и последствия, к которым они приведут. Как правило, эта способность развивается с возрастом и формируется у детей ближе к восьмому или девятому классу, когда они задумываются, для чего нужно учиться, каких результатов они хотят добиться в жизни и как школа может им в этом помочь. У младших школьников же преобладает  социальная мотивация, и они не задумываются, зачем нужно делать задания, которые дает им учитель. Иными словами, авторитет педагога для них настолько силен, что дети, зачастую, не думают о том, какую именно пользу принесет им выполнение определенного задания, и просто стремятся хорошо его сделать, чтобы получить высокую оценку и похвалу от учителя или же заслужить одобрение одноклассников. 

Так как внутренняя мотивация формируется постепенно и скорость ее формирования зависит от того, насколько сильна у ребенка внешняя мотивация, родителям и учителям важно побуждать ребенка учиться правильными методами. Если значимые взрослые постоянно критикуют ребенка и его действия, в негативном ключе сравнивают с одноклассниками, повторяя при этом слова вроде «совсем ты ничего не знаешь и не умеешь, у всех дети как дети, а у меня – одно расстройство», у ребенка пропадет все желание учиться и добиваться результата. Более того, у него может даже сформироваться выученная беспомощность, при которой он даже не будет пытаться хорошо учиться из-за страха неудачи и неизбежности наказания или порицания в случае провала. Гораздо более правильным для формирования внутренней мотивации будет адекватный диалог родителя и ребенка, поддержка и похвала от родителей или учителя за то, что у него получилось хорошо. Положительное подкрепление и акцентирование внимания на успехах помогают ребенку осознать ценность упорной работы для достижения высоких результатов, что благотворно влияет на процесс формирования внутренней мотивации к обучению.

Однако, стоит отметить, что постоянное поощрение или положительное подкрепление могут также выйти боком, так как ребенок будет трудиться не для того, чтобы осознанно добиться цели, а для получения награды. Приведем пример. Недавно психологи провели эксперимент, в рамках которого детей, занимавшихся рисованием, поделили на три группы. Дети из первой группы рисовали за определенную награду и знали об этом, дети из второй группы получали поощрение, но неожиданно для них самих, и дети из третьей группы не получали поощрения вообще. Спустя некоторое время психологи выяснили, что дети из второй и третьей групп продолжают с удовольствием заниматься рисованием, в то время как у ребят из первой группы интерес поутих. Что же мы имеем в итоге? Если ребенок понимает, что, получив хорошую оценку или сделав определенный объем работ, он получит награду от родителя – деньги, новую игрушку или гаджет – он будет стараться не ради того, чтобы получить знания, а ради этой самой награды. Это не очень хорошо для формирования внутренней мотивации, так как, выбрав стратегию в виде денежного или другого материального поощрения, родители могут столкнуться с тем, что их ребенок, каким бы ответственным и усидчивым он ни был, потеряет интерес к учебе, если это поощрение исчезнет. 

Процесс формирования внутренней мотивации к обучению у ребенка требует времени и правильного подхода к воспитанию со стороны родителей и учителей. Важно помочь ребенку осознать ценность учебы и показать, каких результатов он сможет добиться, если будет хорошо учиться и применять полученные знания на практике. Однако стоит помнить, что делать это лучше через поощрение и адекватный диалог, а не через постоянные упреки и насмешки, так как последние могут отбить у ребенка желание учиться и затормозить или вовсе остановить процесс формирования внутренней мотивации к учебе.  
Новости