8-800-511-27-08
---------------------------------
Безопасная Интернет Территория

Безопасная Интернет Территория

НАПРАВЛЕНИЯ
КАК ПОСТУПИТЬ
СТОИМОСТЬ
О НАС
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
Обратный звонок
Введите номер телефона и мы с вами свяжемся в течение 30 минут
Новости

Почему дети боятся экзаменов? Разбираемся в причинах

Когда начинается пора экзаменов и контрольных, у многих детей возникает страх плохо справиться с заданиями или «завалить» работу в принципе. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, во многих школах работают психологи, которые помогают детям избавиться от страхов и справиться с экзаменами.

Онлайн школа БИТ здесь – не исключение. В нашей школе работает центр психолого-педагогической помощи одна из задач которого – помогать нашим ученикам справляться с проблемами, связанными с процессом обучения. Мы поговорили с психологом БИТ Ольгой Богаенко, чтобы понять, чем могут быть вызваны страхи детей плохо сдать экзамены.

Начнем с самого парадоксального – когда экзамены заваливают отличники и хорошисты, которые, казалось бы, должны их сдать без особых проблем. Главной причиной провала здесь выступает стресс, так как любая контрольная или экзамен может субъективно восприниматься ребенком как сильный стресс. Во время сильного эмоционального потрясения организм обычно реагирует в стиле «бей или беги», когда повышается давление, учащаются сердцебиение и дыхание.  Такая реакция организма ребенка на стресс может очень мешать во время написания контрольных работ и сдачи экзаменов, потому что вместо того, чтобы сконцентрироваться на выполнении заданий он будет пытаться справиться с накатывающими приступами тревоги или даже паники. В результате может получиться так, что ребенок либо плохо напишет работу, либо не напишет ее вообще, причем уровень знаний здесь особой роли не играет, потому что подобная реакция на стресс типична для многих детей вне зависимости от того, насколько хорошо они учатся.

Чтобы понять, как справиться со стрессом во время аттестаций, нужно сперва определить первоисточник и понять, чем вызван страх завалить экзамены. Он может быть спровоцирован, прежде всего, чрезмерным давлением как со стороны родителей, так и со стороны некоторых учителей, особенно если экзамены выпускные. Ученики девятых и одиннадцатых классов очень часто слышат в свой адрес фразы по типу «Ты ничего не сдашь, потому что плохо стараешься!», «Ты недостаточно стараешься, нужно больше времени уделять учебе!», «Если будешь так плохо учиться, то никуда не поступишь!» и так далее. Многие родители пытаются таким образом мотивировать детей заниматься усерднее, но на деле эти слова вызывают обратный эффект – дети либо из принципа перестают учиться, либо у них появляется страх не оправдать ожидания родителей и учителей, который ведет к прокрастинации или даже намеренному игнорированию заданий по подготовке к экзаменам из-за боязни совершить ошибку.

Чтобы помочь детям справиться со страхами и снизить тревожность перед итоговой аттестацией, в школах работают психологи, к которым ребята могут обратиться за советом и помощью. В онлайн школе БИТ, к примеру, ученики идут к психологам с вопросами о том, как справиться со стрессом и тревогой, которые мешают нормально готовиться к экзаменам и могут послужить причиной неудовлетворительного результата. 
Психологи в БИТ работают с учениками и без их запросов. Они самостоятельно проводят диагностику, чтобы выявить ребят с высоким уровнем как общей тревожности, так и тревожности, связанной со сдачей экзаменов, и взять их на заметку для будущей работы. Безусловно, как мы уже говорили, ученики БИТ могут самостоятельно обратиться к психологу, если они не могут справиться с тревогой  и стрессом. Во время занятий психологи прорабатывают с учениками причины тревоги, выясняют, с чем она связана, и объясняют, как нужно на нее реагировать и с ней бороться. Помимо этого они дают различные техники, которые помогают ребятам снизить тревожность в процессе подготовки или успокоиться и прийти в равновесие во время экзамена. Техники, которые дают психологи БИТ, могут быть самыми разными. Они включают в себя дыхательные и физические упражнения или визуализация и проговаривание страхов с помощью незаконченных предложений. Даже непосредственное обсуждение их с психологом и другими ребятами позволяет снизить их уровень тревожности, так как дети понимают, что они  - далеко не единственные, кто сталкивается со стрессом перед экзаменами и во время них.

Однако не у всех есть силы справиться с предэкзаменационной тревожностью даже с помощью психолога, и это абсолютно нормально. Так, в практике психологов БИТ был случай, когда ученица сдавала аттестацию в присутствии психолога, который мог помочь ей снизить тревожность в процессе сдачи экзамена.

Страх перед аттестацией – явление, в целом, нормальное. Самое главное для родителей и учителей здесь – не усугублять его путем давления на ребенка, потому что тогда он перерастет в фоновую тревожность. Помочь справиться с которой сможет лишь грамотный психолог. Вместо того. Чтобы пилить ребенка и говорить ему, что он недостаточно старается, лучше поддержать его и напомнить о том, что отдых важен не менее подготовки. В этом случае он сможет и нормально учиться, и экзамены сдаст без проблем. 
Новости