Новости

Каникулы близятся к завершению: как помочь ребенку вернуться в русло школьной жизни


До начала учебного года осталось чуть больше двух недель, а это значит, что сейчас – самое время задуматься о том, как помочь ребенку вновь привыкнуть к школе и к учебным нагрузкам. Некоторые родители, к сожалению, довольно легкомысленно относятся к этому вопросу, считая, что в проведении дополнительных «мероприятий» с целью сделать возвращение в школу менее стрессовым для ребенка нет нужды. 

Такая позиция в корне неправильна, потому как режим, по которому ребенок живет на каникулах, сильно отличается от школьного, и резкий переход от одного к другому мало того, что займет некоторое время, так еще и может оказаться достаточно ресурсозатратным как для ребенка, так и для родителя. Поэтому, чтобы избежать слез и истерик, стоит озаботиться вопросом постепенного вхождения в школьный ритм минимум за неделю до первого сентября.

Психологи советуют начать процесс возвращения к школьной жизни именно со смены режима, потому что его придется восстанавливать минимум две недели, чтобы не навредить ребенку. Просто отправляйте его спать и будите чуть раньше обычного – сначала на 10 минут, потом на 20, потом на полчаса, на час… и так до времени, в которое он обычно встает и ложится в течение учебного года. Безусловно, не все дети с радостью воспримут такую инициативу со стороны родителей. Если ребенок будет высказывать недовольство или откровенно уходить в отказ мол «не буду жить по новому режиму, и вы меня не заставите», попытайтесь объяснить ему, чем может обернуться такое поведение. Лучше всего, конечно, превратить процесс возвращения к школьному режиму в увлекательную игру – сейчас существует много приложений, помогающих заснуть и выстроить, в том числе и для детей, например, Sleepo или Rain Rain Sleep Sounds. В них можно включить звуки природы или города, которые помогут расслабиться и быстрее заснуть. Также психологи советуют не давать ребенку гаджеты минимум за час до сна, чтобы он не перевозбуждался.

Следующий шаг – настроиться на школьный лад, причем настроиться позитивно. И в этом случае без помощи и поддержки со стороны родителей не обойтись ну никак. Поговорите с ребенком о том, чего он ждет от нового учебного года, полистайте учебники, чтобы увидеть, что его ждет, выберите вместе интересную и красивую канцелярию, которую ребенок будет с гордостью показывать всем вокруг. Можно (да и нужно) обсудить с ребенком то, чем ему хотелось бы заниматься в школе, расспросить о друзьях, по которым он, скорее всего, соскучился за лето, и о том, что он хочет им рассказать о своих каникулах. Самое главное – не говорить слов вроде «ой, опять школа, отдых закончился, пора браться за работу». Такая формулировка выстраивает в голове ребенка негативные ассоциации: школа → постоянный труд → отсутствие отдыха → усталость, невозможность заниматься чем-то интересным помимо школы и, как следствие, недовольство и куча негативных ожиданий в голове, хотя первое сентября еще даже не наступило. Затрагивая эту тему, лучше выстроить диалог немного по-другому, сместив акценты на более приятные вещи, к примеру, «ты скоро увидишь своих друзей», «ты будешь каждый день изучать новое и интересное», «тебя ждет куча крутых внеклассных мероприятий» и так далее, насколько хватит вашей фантазии.

Также психологи советуют не требовать о  ребенка многого, как только он вернулся в школу после каникул. Учебная программа специально построена так, чтобы первые две-три недели после каникул ушли на повторение пройденного материала за предыдущий учебный год и на адаптацию. В этот период лучше не давить на ребенка и не критиковать его. Поддержка и похвала же не помешают, а наоборот, усилят мотивацию ребенка учиться.

Также не стоит с самого начала учебного года нагружать ребенка дополнительными занятиями. Лучше всего начинать заниматься с репетиторами или на курсах хотя бы с октября, когда ребенок уже будет в состоянии справиться и со школьной, и с дополнительной нагрузкой. 
Психологи также советуют не спешить с возвращением строгого режима без гаджетов, игр и прочих вещей, отвлекающих ребенка. Бесспорно, ограничивать их использование можно и нужно, но лучше делать это постепенно, чтобы ребенок не бастовал и не устраивал истерик.

Как видите, влиться в ритм школьной жизни не так уж и сложно, нужно лишь немного усилий, терпения и понимания как с вашей стороны, так и со стороны ребенка. Родителю важно лишь не пускать дело на самотек, думая, что ребенок справится сам или «школа поможет», так как именно родительское понимание и поддержка в итоге играют определяющую роль в вопросе того, насколько быстро ребёнок привыкнет к школе после каникул. 
Новости