Меню
10 класс
11 класс
дошкольники
9 класс
8 класс
7 класс
1-4 класс
5 класс
6 класс
Подберем удобный формат
Работаем со всеми возрастами
Программы
Возраст

Постройте будущее вашего ребенка уже сегодня

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию по поступлению и подбору индивидуальных условий обучения
Новости

Как учителю сохранять спокойствие и не кричать на детей?

Иногда кажется, что крик — действительно рабочий инструмент: после того, как учитель повысил голос, дети начинают вести себя лучше. Однако на длительной дистанции этот способ контролировать дисциплину вреден как для педагога, так и для учеников. Как учителю сохранять спокойствие и управлять своими эмоциями в классе?

Почему учителя кричат на детей

Понимание природы возникновения гнева — первый шаг в управлении своими эмоциями.

Физиология гнева

Гнев — это автоматическая реакция организма на потенциальную угрозу или нарушение границ. В момент вспышки мозг запускает ряд биохимических процессов. Надпочечники выбрасывают в кровь гормоны стресса — адреналин и кортизол. Сердцебиение учащается, давление повышается, мышцы напрягаются, готовясь к активным действиям. В дикой природе это могла бы быть борьба с хищником или бегство от него. В классе реакция может проявиться через чрезмерно эмоциональное поведение. При этом кровь отливает от префронтальной коры — зоны мозга, ответственной за логику, самоконтроль, принятие взвешенных решений.
Из-за этого в стрессовой ситуации человек склонен действовать импульсивно, а не рационально. Эта мгновенная физиологическая реакция — нормальный защитный механизм. Но ее регулярная активация в бытовых ситуациях истощает нервную систему и наносит ущерб здоровью.

Источники учительского стресса

В отдохнувшем состоянии человек легко может контролировать свое поведение. Но когда он в течение долгого времени находится в стрессе, способность к самоконтролю снижается. Это происходит из-за того, что истощенная нервная система снижает порог раздражительности. Мелкие проступки вызывают бурную реакцию.
Источниками стресса у учителей часто выступают:
  • Постоянное напряжение. Ежедневная интенсивная работа с детьми и их проблемами постепенно истощает внутренние ресурсы и даже ведет к эмоциональному выгоранию.
  • Конфликты с родителями или администрацией. Непонимание, необоснованная критика или необходимость постоянно оправдывать свои профессиональные решения создают фон постоянного психологического давления.
  • Отсутствие четких границ между работой и отдыхом. Привычка брать работу домой и быть на связи с учениками и родителями во внерабочее время мешает полноценно восстанавливаться.
  • Высокая учебная нагрузка. Необходимость постоянно готовиться к урокам, проверять тетради, заполнять отчеты не оставляет времени на восстановление сил.

Триггеры в классе

Обычно учитель повышает голос, когда перегруженной нервной системе приходится столкнуться с триггером — источником раздражения. Чаще всего это:
  • Открытое неповиновение. Ребенок намеренно отказывается выполнять прямое указание, ставит под сомнение авторитет учителя перед всем классом.
  • Постоянные нарушения дисциплины. Хронический шум, разговоры на уроке, хождение по классу без разрешения разрушают учебную атмосферу и мешают вести занятие.
  • Неуважительное поведение. Грубость, насмешки или пренебрежительный тон со стороны школьников задевают личные границы и вызывают сильную эмоциональную реакцию.
  • Безразличие. Демонстративный отказ от выполнения заданий может восприниматься как обесценивание труда педагога.
  • Драки или конфликты между детьми. Такие ситуации требуют немедленного вмешательства и несут потенциальную опасность.
  • Систематическое невыполнение домашних заданий. Это воспринимается как пренебрежение учебным процессом и создает ощущение, что усилия учителя напрасны.
  • Работа «в стол», когда никто не слушает. Ощущение, что тебя игнорируют, подрывает профессиональную самооценку и вызывает чувство бессилия.
В некоторых случаях без крика не обойтись. Например, когда ребенку угрожает опасность и его нужно быстро предупредить. Но в большинстве ситуаций можно решить проблему менее затратными для нервной системы способами.

Методы предотвращения криков

Когда раздражение нарастает, важно взять паузу и переключить свою реакцию. Сохранить самообладание помогают практические упражнения.

Метод «Стоп-паузы»

Это самый быстрый способ создать дистанцию между импульсом и вашей реакцией. Внутренне произнесите про себя «Стоп!» или «Пауза». Этой команды достаточно, чтобы прервать автоматический сценарий. Используйте эту секунду, чтобы отступить на шаг назад, сделать глубокий вдох, оценить ситуацию и найти решение. Цель — не подавить эмоции, а не позволить им управлять вами.

Техника «Заземления» (5-4-3-2-1)

Эта методика помогает вернуться в настоящее время, когда сознание переполнено гневом. Мысленно назовите:
  • 5 вещей, которые можно увидеть в классе;
  • 4 вещи, до которых можно дотронуться;
  • 3 звука, которые слышите в помещении;
  • 2 запаха, которые ощущаете;
  • 1 вкус, который можете себе представить.
Это упражнение задействует все органы чувств. Оно переключает мозг с эмоциональной реакции на нейтральное наблюдение.

Физическое переключение

Иногда проще изменить физическое состояние, чем мысленное. Сожмите и разожмите кулаки, переложите ручку в другую руку, сделайте глоток воды из стакана на столе. Эти действия помогают сбросить мышечное напряжение и дают нервной системе нейтральный сигнал. Цикл нарастания эмоций прервется, и можно будет объективно оценить ситуацию.

Смена фокуса с проблемы на решение

Задайте себе два коротких деловых вопроса: «Чего я хочу добиться прямо сейчас?» и «Какой шаг может к этому привести?». Например, вместо того чтобы думать: «Они совершенно меня не слушают!», спросите: «Что я могу сделать в следующие 30 секунд, чтобы привлечь их внимание?». Этот прием переводит мозг из режима угрозы в режим решения задачи.
Эти фразы помогут восстановить дисциплину эффективнее, чем крик.

Как сделать так, чтобы кричать на уроке не пришлось

Лучшая техника борьбы с криками — профилактика. Если построить с классом хорошие отношения и психологически подготовиться к проведению уроков, необходимости повышать голос просто не возникнет.

Создайте на уроках благоприятную атмосферу

Профилактика срывов начинается с выстраивания продуманной предсказуемой среды. Обсудите правила поведения на уроке с учениками. Так они смогут почувствовать личную ответственность за их соблюдение. При этом важно действительно слушать предложения детей и искать компромиссы. Например, отвечать можно только подняв руку, но в конце урока вы устраиваете десятиминутное обсуждение, на котором каждый может высказаться.
Используйте методы позитивной педагогики. Чаще используйте поддерживающие фразы. Отмечайте усилия, а не только результат. Так дети почувствуют уважение, а их мотивация следовать правилам возрастает.
Важно в течение урока менять виды деятельности. Смена темпа — индивидуальная работа, обсуждение в группах, короткая физическая разминка — помогает детям удерживать внимание и снижает уровень напряжения.

Работайте над управлением эмоциями

Навык осознанного управления эмоциями формируется в спокойной обстановке. Регулярная практика вне урока поможет научиться распознавать свои чувства и брать их под контроль.
  • Ведите дневник эмоций. Ежедневно уделяйте 5–10 минут, чтобы кратко фиксировать сильные эмоциональные эпизоды дня. Опишите ситуацию, свою реакцию, физические ощущения. Это поможет выявить повторяющиеся триггеры и понять закономерности своих реакций.
  • Осваивайте техники глубокого дыхания. Регулярно практикуйте диафрагмальное дыхание или технику «4–7–8» (вдох на 4 счета, задержка на 7, выдох на 8). Такие тренировки помогут укрепить нервную систему и создать мышечную память для использования этих методов в ситуации стресса.
  • Развивайте эмоциональный словарь. Расширяйте список слов для описания своих состояний. Различайте оттенки чувств: раздражение, гнев, ярость, бессилие, разочарование. Точное определение эмоции снижает ее интенсивность и дает больше возможностей для конструктивного ответа.

Научите учеников контролировать эмоции

Атмосфера в классе — это общая ответственность. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, важно развивать у школьников эмоциональный интеллект — способность осознавать и управлять своими чувствами.
Проведите классный час, посвященный эмоциям и управлению ими. Расскажите детям, как можно понять чувства других людей и управлять собственным состоянием.
В качестве практического упражнения можно воспроизвести потенциально конфликтные сценарии в формате ролевых игр. Предложите детям найти конструктивные выходы из споров. Продемонстрируйте навыки активного слушания, поиска компромиссов, выражения несогласия без оскорблений.

Организуйте рабочий процесс

Продуманная организации урока минимизирует возможности для нарушения дисциплины. Когда каждый этап занятия понятен и логичен, у учеников просто не остается времени и повода для деструктивного поведения.
Начните с четкого структурирования времени. Визуализируйте план урока на доске. Для контроля этапов можно использовать таймер. Это создает ощущение предсказуемости. Продумайте систему быстрых переходов между видами деятельности — именно в эти моменты чаще всего возникает хаос.
Придумайте короткие развивающие задания для учеников, которые раньше справились с основной работой. Это предотвратит ситуацию, когда успевающие дети начинают скучать и мешать другим. Четко дозируйте инструкции, разбивая сложные задачи на последовательные шаги. Всегда проверяйте, что они поняты всеми.

Попросите о помощи коллег

Если вы чувствуете, что ситуация уходит из-под контроля, попросите о помощи коллег. Поделиться своими подходами могут как опытные учителя, так и молодые специалисты — у них часто возникают свежие оригинальные идеи.
В некоторых случаях можно попросить другого учителя провести беседу с классом. Иногда авторитетное слово другого педагога помогает достучаться до учеников и разрядить обстановку.
Можно попросить помощи у школьного психолога. Он поможет объективно оценить причины конфликтов и даст рекомендации по построению отношений с трудными учениками.

Как учителю сохранять спокойствие — главное

Повышение голоса или даже крик на учеников иногда помогают быстро навести порядок в классе. Но на длительной дистанции этот метод вреден как для учителя, так и для детей.
Обычно гнев принимает деструктивные формы из-за того, что на учителя падает большая нагрузка. Поводом для крика может стать баловство на уроке, плохая подготовка к занятиям, неуважительное поведение или даже игнорирование педагога.
Чтобы взять себя в руки, можно использовать психологические техники, переключающие фокус внимания. Они предполагают работу с дыханием, физиологическую разрядку или переключение мыслей.
Профилактика возникновения гнева на уроке позволит избежать сложных ситуаций. Развивайте эмоциональный интеллект — собственный и у учеников. Совместно продумайте правила поведения на уроках и твердо придерживайтесь их. Поддерживать дисциплину поможет четкое планирование занятия — тогда на хулиганство просто не останется времени.
Не бойтесь обращаться за помощью. Получить ее можно как от других учителей, так и от психолога. В коллективе обычно все заинтересованы в эффективности учебного процесса, поэтому коллеги не откажут в поддержке.
2025-12-11 14:56
Новости