Рациональны ли эти опасения? Разбираемся ниже.
Занимаясь организацией досуга ребенка на каникулах, важно понимать и помнить, что такое долгое время – целых три месяца – было дано ему не просто так. За этот промежуток времени ребенок сможет расслабиться и отдохнуть от бесконечной череды ранних подъемов, уроков и домашнего задания. Так что не стоит нагружать его заданиями, едва лишь он вернулся с последнего звонка. Напротив, психологи советуют дать ребенку время на отдых и на то, чтобы позаниматься тем, что ему нравится, чтобы немного переключится со школьной жизни на жизнь каникулярную. По их мнению, вдоволь наигравшись и нагулявшись, ребенок и сам будет не против того, чтобы позаниматься чем-нибудь полезным. Причина такого поведения состоит в том, что ребенку просто нужно сменить вид деятельности, переключившись с учебы на что-то другое, а не в том, что он, якобы, лентяй и не хочет заниматься.
Психологи советуют родителям, переживающим за успеваемость ребенка, найти баланс между отдыхом и занятиями во время каникул. Сделать это довольно просто – поговорите с ребенком, чтобы понять, чем ему хотелось бы заниматься, и отталкивайтесь от его решения. Можно отдать его на курсы по тому же английскому или купить сборник нескучных и классных задач по математике и каждый день или через день выбирать и решать оттуда что-нибудь интересное. На худой конец – не просто так же в школе дают список литературы на лето? Да, это, по большей части, классика, но и ее можно подать так, что ребенок будет читать, не отрываясь от книги. Можно устраивать дискуссии, обсуждать прочитанное и героев, гадать, что же случится дальше. Самое главное – выбрать то занятие, уделять время которому ребенок будет с удовольствием. Хочет смотреть сериалы? Пожалуйста, пусть смотрит на английском с субтитрами, и язык подтянет заодно. Обожает читать? Пожалуйста! Пусть читает, сколько ему нужно, а прочитанное потом можно будет вместе обсудить.
Чтобы ребенку было комфортно заниматься, стоит также учитывать его «внутренние часы» – кому-то проще сосредоточиться в первой половине дня, кому-то – во второй. Также психологи советуют сделать занятия короткими – минут по двадцать-тридцать, но проводить их не через день или два, а каждый день. Благодаря такому графику у ребенка не возникнет ощущения, что он находится в школе, а на повторение пройденного или на изучение нового этого времени хватит с лихвой.
Если же вы боитесь, что ребенок не захочет ничем заниматься или будет отлынивать от импровизированных «уроков», а у вас не хватит времени, чтобы его проконтролировать, всегда можно прибегнуть к помощи курсов, которые работают и летом тоже, причем, как офлайн, так и онлайн. Самое главное здесь – не переборщить с нагрузкой и оставить ребенку время на отдых и на хобби, чтобы у него не возникало ощущения, что школа никуда не ушла и осталась на лето «погостить».
Какой же вывод можно сделать из написанного выше?
Каникулы – это, прежде всего, время отдыха. Однако в том, чтобы заниматься учебой в это время, ничего преступного нет. Это, скорее, даже хорошо для ребенка и его развития – так он не забудет то, что проходил в школе в прошлом году и ему будет проще вспомнить материал в начале нового учебного года. Самое главное – не нагружать его учебой, а составить комфортное расписание, состоящее, преимущественно из коротких занятий, а свободное время оставить для его хобби. Кроме того, в занятиях летом есть еще один существенный плюс, который поможет ребенку во взрослой жизни – если он привыкнет заниматься летом, ему будет проще сосредоточиться на работе в летнее время, потому что во взрослой жизни трехмесячные летние каникулы, увы – большая редкость.