Новости

Чем занимается дефектолог, и почему не стоит его бояться

Самое главное желание любого родителя – это видеть своего ребенка здоровым и счастливым человеком, который идет к своим мечтам и старается добиться успеха. Однако все дети разные, и иногда случается так, что им трудно в полной мере освоиться в обществе без профессиональной поддержки. В этом случае на помощь ребенку и родителю приходит дефектолог. 

Мы поговорили с Ивлевой Олесей Валерьевной, которая работает дефектологом в онлайн школе БИТ, чтобы узнать, в чем же заключается работа дефектолога, и почему ни дети, ни родители не должны бояться обращаться за помощью к этому специалисту. 


Олеся Валерьевна, здравствуйте! Прежде чем мы прейдем к вопросам непосредственно о специфике работы дефектолога, нам бы хотелось узнать, почему вы выбрали именно эту профессию? Насколько нам известно, дефектолог – специальность довольно непростая…
 –  Я несколько лет проработала в общеобразовательной школе учителем начальных классов, а потом по семейным обстоятельствам попала в коррекционную школу. До этого времени я даже не знала, что существуют дети с серьезными нарушениями в развитии, и была очень этим потрясена, потому что во время работы учителем начальных классов я не сталкивалась с такими детьми. У меня был гимназический класс, в котором учились очень сильные дети. Увидев, что серьезные нарушения у детей – не редкость, я примерно в течение года пребывала в состоянии потрясения и шока, после чего приняла решение выучиться на логопеда. Я очень трепетно отношусь к своей профессии и ценю, что моя помощь позволяет детям жить более насыщенной и интересной жизнью. Меня радует еще и то, что я могу не только облегчить жизнь детей с определенными особенностями развития, но и дать надежду на лучшее их родителям, для которых диагноз ребенка звучит как приговор. 

Можете рассказать, с какими нарушениями обычно работают дефектологи?
–  Дефектологи работают с разными особенностями развития у детей. К ним относятся задержка психического развития, аутизм, проблемы со слухом и зрением, речевые нарушения разной степени тяжести.

А с какими из них лично Вы наиболее часто сталкивались за время работы?
– Моя специализация – неговорящие дети, и я много работала именно с ними. Кроме этого, я работаю с алалией – это либо частичное, либо полное отсутствие речи у ребенка, и с детьми с диагнозом «аутизм». Я горжусь тем, что за время работы мне удалось научить детей с серьезными нарушениями в развитии речи писать и читать. Безусловно, им требуется коррекционная работа и в дальнейшем, но уже сейчас они могут общаться с родителями, учиться в школе и понемногу осваиваться в обществе.

Как Вам кажется, боятся ли дети дефектологов? 
– В моей практике такого не было, потому что дети, с которыми я работала, не понимали, кто я и зачем мы занимаемся. Больший страх здесь присутствует у родителей, потому что им тяжело принять тот факт, что у их детей есть определенные особенности развития, которые мешают им жить полноценной жизнью. Все родители по-разному справляются со своими страхами касательно развития ребенка, и очень часто бывает так, что они без объяснения отказываются от любой помощи со стороны дефектолога. Конечно, спустя несколько недель или месяцев они возвращаются, но упущенное время плохо сказывается на развитии ребенка. Работу с нарушениями нужно начинать как можно раньше, так как в этом случае возможность получить положительный результат намного выше.

Со страхом перед посещением дефектолога все понятно. Еще раз – родителям детей с ОВЗ нужно попытаться перебороть свои сомнения и стеснительность и показать ребенка специалисту – чем раньше, тем лучше, чтобы не упустить драгоценное время. А мы плавно переходим к следующему вопросу. Расскажите, чем занимается дефектолог в БИТ? 
– В БИТ я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь, конечно, нет неговорящих детей, но есть ребята с аутизмом, с задержкой психического развития и с речевыми нарушениями. Детям с такими особенностями развития тяжело строить грамматически правильные короткие и развернутые фразы, подбирать слова, отвечать на вопросы или писать. В БИТ мы работаем именно с проблемами в письменной речи и в устной развернутой речи, помогая детям начать строить связные фразы и предложения.

А как организована работа дефектолога в онлайне? 
 – В начале учебного года я провожу диагностику детей и формирую из них группы в зависимости от их особенностей развития. Бывает, что либо учителя, либо тьюторы в течение года обращаются ко мне с просьбой посмотреть ребят, которым тяжело учиться в общеобразовательных классах. При необходимости мы прикрепляем их группам, сформированным в начале учебного года, чтобы помочь им справиться со сложностями.   Основным плюсом онлайн режима является то, что он позволяет практически полностью исключить вероятность того, что ребенок заболеет и пропустит несколько недель, а то и месяцев обучения, так как дети с особенностями развития болеют часто и долго. Находясь дома, дети не болеют и систематически посещают занятия, что хорошо для их развития и конечного результата нашей работы. Кроме этого, в онлайне проще установить контакт с детьми с аутизмом, потому что при работе в очном режиме требуются месяцы и годы, чтобы ребенок с этим диагнозом привык к дефектологу. Во время работы в режиме онлайн ребенку будет проще принять специалиста, так как он находится дома, в комфортной и привычной для него обстановке и не испытывает такого сильного стресса, как в кабинете дефектолога во время очных занятий. 

Расскажите, как проходят Ваши занятия с подопечными?
 – Мы проводим как групповые, так и индивидуальные занятия, в течение которых  я даю ребятам задания, направленные на коррекцию нарушений, которые у них есть. Детям занятия нравятся, и к концу года, в большинстве случаев, мы наблюдаем положительную динамику. 

Как видите, несмотря на все трудности, работа дефектолога важна и нужна как детям, так и родителям. Он не только помогает ребенку стать полноценным членом общества, но и дает родителям надежду на положительный результат, что придает им смелости идти до конца и делать все возможное, чтобы помочь своему ребенку. И на этой ноте мы говорим «Спасибо!» Олесе Валерьевне за подробный и интересный рассказ о работе дефектолога и желаем ей дальнейших профессиональных успехов!
Новости