Особенности обучения детей с ДЦП
Ещё один важным момент, касающийся обучения школьников с ДЦП заключается в том, что они воспринимают большую часть информации на слух. В случае серьёзных двигательных нарушений они не могут самостоятельно записать объяснения учителя, а потом открыть тетрадь и повторить материал. Поэтому им нужно постоянное сопровождение взрослых.
Как обучают детей с ДЦП в онлайн-школе БИТ
Мы обучаем детей с нарушениями речи и двигательной активности, но с сохранным интеллектом. Они понимают окружающих, а окружающие могут понять их. Они также могут выстраивать в голове предложения и понимать, что нужно сказать, но говорят очень-очень медленно. Замедленный темп речи — особенность многих людей с ДЦП, так как двигательные нарушения влияют на скорость речи. За то время, которое требуется человеку с ДЦП на то, чтобы сказать одно слово, человек без ДЦП успевает сказать одно или два предложения.
При приёме ребёнка с ДЦП в онлайн-школу БИТ мы смотрим на его двигательное состояние и на уровень речевого и интеллектуального развития. Мы также оцениваем то, насколько хорошо у него развиты умения и навыки, необходимые для обучения в классе, в который он зачисляется. Например, если ученик поступает в третий класс, мы будем смотреть на то, насколько хорошо он умеет умножать, складывать, вычитать, а если в первый — на то, как он взаимодействует с мамой.
Бывает так, что во время первой встречи со специалистами школы дети с ДЦП странно себя ведут из-за свойственной им эмоциональной нестабильности. В таких случаях мы запрашиваем у родителей видеозаписи домашних занятий, по которым можно понять, может ли ребёнок держать карандаш или ручку, а ещё то, как хорошо у него развита мелкая моторика в целом. После просмотра видео становится понятно, сможем ли мы работать с этим ребёнком.
Если ребёнок не может писать сам, он может печатать на клавиатуре даже во время аттестаций. Родители включают демонстрацию экрана, и учителя в режиме реального времени видят, как ребёнок пишет в документе Word или решает математические примеры в файле Excel. Поскольку дети с ДЦП воспринимают информацию на слух, параллельно с выполнением заданий ученик проговаривает и объясняет свои решения. Часто за ребёнка печатают мама или учитель, а он только говорит.
Обучение ребёнка с ДЦП в школе — сложный процесс, который требует отдачи не только от самого ребёнка и учителей, но и от родителей. Однако найти школу для ДЦП и выстроить комфортный для ребёнка график обучения вполне реально. Главное — помнить, что каждый случай ДЦП индивидуален, поэтому нет какого-то универсальной и не зависящей от тяжести нарушений программы обучения для всех учеников с этим диагнозом.