Новости

Обучение детей с ДЦП в онлайн-школе

Детский церебральный паралич (ДЦП) — серьёзный диагноз, который сохраняется на всю жизнь. У людей с ДЦП нарушена двигательная активность, а часто — ещё и речь и интеллектуальное развитие. Из-за особенностей здоровья обучение в школе для детей с ДЦП становится настоящей проблемой. Не все школы готовы и могут принять учеников с ДЦП, так как им нужны специальные условия для комфортного обучения. В этой статье мы расскажем об особенностях обучения детей с ДЦП и о том, как организована работа с учениками с этим диагнозом в онлайн школе БИТ.

Особенности обучения детей с ДЦП

Программа обучения для школьников с ДЦП определяется индивидуально, в зависимости от степени выраженности нарушений. Двигательные патологии могут сопровождаться лишь незначительными нарушениями, при которых ребёнок может самостоятельно двигаться, разговаривать, сидеть, но не может писать из-за нарушенной мелкой моторики. Рекомендации касательно условий для обучения детей с ДЦП выдаёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Ещё один важным момент, касающийся обучения школьников с ДЦП заключается в том, что они воспринимают большую часть информации на слух. В случае серьёзных двигательных нарушений они не могут самостоятельно записать объяснения учителя, а потом открыть тетрадь и повторить материал. Поэтому им нужно постоянное сопровождение взрослых.

Как обучают детей с ДЦП в онлайн-школе БИТ

Дети с минимальными нарушениями могут учиться в онлайн-школе, но с сопровождением взрослых, а вот тех, кто не может самостоятельно двигаться и разговаривать, обучать в онлайн-школе не получится.

Мы обучаем детей с нарушениями речи и двигательной активности, но с сохранным интеллектом. Они понимают окружающих, а окружающие могут понять их. Они также могут выстраивать в голове предложения и понимать, что нужно сказать, но говорят очень-очень медленно. Замедленный темп речи — особенность многих людей с ДЦП, так как двигательные нарушения влияют на скорость речи. За то время, которое требуется человеку с ДЦП на то, чтобы сказать одно слово, человек без ДЦП успевает сказать одно или два предложения.

При приёме ребёнка с ДЦП в онлайн-школу БИТ мы смотрим на его двигательное состояние и на уровень речевого и интеллектуального развития. Мы также оцениваем то, насколько хорошо у него развиты умения и навыки, необходимые для обучения в классе, в который он зачисляется. Например, если ученик поступает в третий класс, мы будем смотреть на то, насколько хорошо он умеет умножать, складывать, вычитать, а если в первый — на то, как он взаимодействует с мамой.

Бывает так, что во время первой встречи со специалистами школы дети с ДЦП странно себя ведут из-за свойственной им эмоциональной нестабильности. В таких случаях мы запрашиваем у родителей видеозаписи домашних занятий, по которым можно понять, может ли ребёнок держать карандаш или ручку, а ещё то, как хорошо у него развита мелкая моторика в целом. После просмотра видео становится понятно, сможем ли мы работать с этим ребёнком.

Если ребёнок не может писать сам, он может печатать на клавиатуре даже во время аттестаций. Родители включают демонстрацию экрана, и учителя в режиме реального времени видят, как ребёнок пишет в документе Word или решает математические примеры в файле Excel. Поскольку дети с ДЦП воспринимают информацию на слух, параллельно с выполнением заданий ученик проговаривает и объясняет свои решения. Часто за ребёнка печатают мама или учитель, а он только говорит.
Для зачисления ребёнка с ДЦП в онлайн-школу БИТ нужно заключение ПМПК, в котором будут прописаны: сопровождающий, наличие дополнительных технических средств обучения, например, специальной клавиатуры для детей с ДЦП, а также возможность устной сдачи работ и аттестаций. Мы ориентируемся на каждый случай индивидуально и отталкиваемся от возможностей и уровня физического и интеллектуального развития каждого ребёнка. Поэтому универсальной схемы обучения, подходящей для всех детей с ДЦП независимо от тяжести нарушения, в нашей школе нет.

Обучение ребёнка с ДЦП в школе — сложный процесс, который требует отдачи не только от самого ребёнка и учителей, но и от родителей. Однако найти школу для ДЦП и выстроить комфортный для ребёнка график обучения вполне реально. Главное — помнить, что каждый случай ДЦП индивидуален, поэтому нет какого-то универсальной и не зависящей от тяжести нарушений программы обучения для всех учеников с этим диагнозом.
Получить консультацию
Новости