Новости

Колледж или десятый класс? Как не ошибиться с выбором

На дворе уже май, а это значит, что приближается пора экзаменов. Однако, говоря об экзаменах, многие зачастую подразумевают лишь ЕГЭ, который будут сдавать одиннадцатиклассники, совершенно забывая о том, что ученикам девятых классов придётся пройти не менее важное испытание – ОГЭ, который, по сути, является первой серьезной проверкой их знаний. Но одним лишь ОГЭ трудности, с которыми предстоит столкнуться девятиклассникам и их родителям, не ограничиваются, ведь после экзаменов ребятам нужно будет сделать серьезный выбор – остаться в десятый класс или уйти в колледж.

Именно за этот выбор родители переживают больше всего, потому что многие подростки в возрасте 15 лет считают себя взрослыми, говоря, что не нуждаются ни в чьих советах. Такие заявления обычно ставят родителей в тупик – они просто не знают, как, не испортив отношений с ребенком,  помочь ему сделать правильный выбор, о котором он не пожалеет в дальнейшем. 

Всем известно, что детско-родительские отношения не строятся за год или месяц. Поэтому родитель, который близко общается с ребёнком, может предугадать, какой из двух вариантов он выберет и почему. Однако далеко не у всех хватает сил смириться с тем, что ребёнок, например, решил уйти после девятого класса и поступить в колледж на повара вместо того, чтобы остаться до одиннадцатого, сдать ЕГЭ и поступить на экономический, как хочет мама. В этом случае родители прибегают к разного рода манипуляциям и могут насильно заставить ребёнка пойти в 10 класс. По мнению психологов, такая тактика не даст никакого результата, а лишь ухудшит отношения в семье – ребёнок полностью замкнётся в себе, перестанет учиться, а некоторые могут даже специально «завалить» ЕГЭ, чтобы насолить родителям и доказать им, что решение, принятое ими после 9 класса, было в корне неправильным. 

Чтобы избежать такого печального исхода событий, психологи советуют родителям идти путём конструктивного диалога.  Прежде чем ругать ребёнка за неверный выбор, стоит подумать, чем мотивированы эти действия – может, он просто перенервничал на ОГЭ, из-за чего ЕГЭ кажется ему ещё более пугающим и ужасным. Кроме того, за девять лет ребёнок может банально устать от учебы и поэтому уход после 9 класса выглядит для него как идеальный выход из положения и возможность отдохнуть от учебы, ведь многие подростки свято уверены в том, что в колледже нет домашнего задания. Можно представить степень их удивления, когда по приходе в колледж они находят в расписании большую часть предметов из школьной программы.

Чтобы ребенок не оказался в подобной ситуации, родителям важно убедиться, что его желание не продолжать обучение в школе было принято осознанно, и он не пожалеет о нем в будущем. Это можно сделать, опять же, путем диалога.  Попросите ребенка обосновать свое решение и выслушайте его доводы – они могут оказаться более логичными и убедительными, чем вы можете себе представить. Если же его аргументы вас не убедили, и вам кажется, что для ребенка будет лучше окончить одиннадцать классов, а сам он твердо стоит на своем, не нужно на него давить, чтобы не спровоцировать конфликт, который поведет за собой ухудшение ваших отношений. Психологи наоборот советуют поддержать решение ребенка, обсудить с ним все плюсы и минусы его ухода в колледж и прийти к компромиссу. Самый простой пример – «я не буду заставлять тебя оставаться в десятый класс и разрешу учиться в колледже, но взамен ты мне пообещаешь, что, если тебе там не понравится или вдруг через какое-то время ты поймешь, что хочешь заниматься чем-то другим, ты сдашь ЕГЭ и поступишь в ВУЗ».  

Бывает и такое, что родители, видя, насколько тяжело их ребенку дается учеба, настаивают на его уходе после девятого, в то время как сам ребенок не может определиться с тем, чем ему хотелось бы заниматься. И в таких ситуациях на помощь снова приходит что? Правильно, диалог с ребенком, потому что главная задача родителя – помочь ему найти профессию по душе. Тем более сделать это довольно просто – и в девятом, и в одиннадцатом классах с начала года проходят занятия по проф.ориентации, в ходе которых представители разных университетов, институтов и колледжей рассказывают о направлениях, на которые летом будут набирать студентов. Вы также можете поговорить с учителями, чтобы узнать, к каким предметам ваш ребенок проявляет наибольший интерес, и действовать, исходя из полученной информации.  Не ограничивайтесь лишь проф.ориентационными занятиями, а, например, вместе с ребенком составьте список колледжей, в которые он хотел бы попробовать поступить, и досконально изучите информацию о них. Можно почитать информацию на их сайтах, посетить их на день открытых дверей, чтобы пообщаться с преподавателями и студентами, вариантов масса, на самом деле.

Обсуждая с ребенком тему того, чем он хочет заниматься после девятого класса, важно помнить, что на первом месте должны стоять его интересы и ментальное и физическое здоровье и что никакие уговоры и запреты не смогут заставить его изменить решение. Подростки в возрасте 15-16 лет довольно упрямы и стремятся доказать всем, и в первую очередь родителям, что они уже могут самостоятельно принимать решения. Важно говорить с ребенком и доносить до него свою позицию путем конструктивного диалога, который в некоторых случаях поможет осознать, что ребенок не так уж и неправ. К тому же, тот факт, что ребенку трудно даются некоторые предметы из школьной программы, еще не означает, что у него не получится вообще ничего. Пусть он не очень хорош в математике, но зато рисует так, что Да Винчи и рядом не стоял, или может с легкостью приготовить навороченное блюдо вроде лазаньи лучше, чем в итальянском ресторане. И в таких случаях стоит задуматься – а помогут ли ребенку эти два года в школе развить свой талант без вреда для здоровья и психики?

Принимая решение, помните, что вы и ваш ребенок – союзники, а не соперники, стоящие по разные стороны баррикад.
Новости