Многие родители считают, что все вышеперчисленное – лишь признак того, что ребенок недостаточно заинтересован в обучении и ему просто не хватает мотивации. Но если копнуть глубже, часто оказывается, что дело здесь не в нежелании ребенка учиться, а в том, что у него СДВГ – Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
СДВГ сейчас довольно широко распространен среди детей, да и взрослых, страдающих от него, тоже немало. СДВГ – это расстройство поведения, при котором человек:
- не способен долго концентрироваться на одном задании;
- часто отвлекается;
- не может самостоятельно выстроить программу действий, чтобы достичь конкретного результата;
- не способен контролировать эмоции.
Если вы обнаружили у ребенка любой из признаков СДВГ, не стоит ставить диагноз самостоятельно. Помните, что любые расстройства поведения – вещь довольно коварная, и правильно определить диагноз сможет только врач. Поэтому, если вы опасаетесь за здоровье ребенка, лучше не тянуть с походом к специалисту, потому что СДВГ можно выявить уже в возрасте 3-4 лет.
Дети с СДВГ, как правило, гиперактивны, импульсивны и невнимательны, и обучение для них становится настоящей пыткой. Существует так называемое «Правило тридцати процентов», согласно которому сила воли, организованность и ответственность у детей с СДВГ соответствует возрасту, который на тридцать процентов меньше их реального возраста. Иными словами, если ребенку с СДВГ 8 лет, эти качества у него будут развиты, как у пятилетнего. Именно поэтому процесс обучения детей с СДВГ должен быть организован с учетом их психологических и поведенческих особенностей.
Первое, чему стоит уделить внимание при выборе школы – есть ли в ней психолог и логопед, так как очень часто проблемы с концентрацией и вниманием сопровождаются речевыми нарушениями – дети с СДВГ могут полностью игнорировать местоимения и союзы, проглатывать окончания слов и неясно выражать мысли в целом из-за неумения сосредоточиться.
Также нужно тщательно подойти к выбору первого учителя, так как многие педагоги до сих пор отрицают существование СДВГ и поведенческих расстройств в принципе, принимая их за обыкновенную лень, неумение себя вести и нежелание ребенка учиться. Из-за этого убеждения дети с СДВГ часто остаются один на один с проблемой, не получая никакой помощи со стороны школы и учителей, что ведет к снижению успеваемости и ухудшению поведения.
Чтобы этого избежать стоит сделать процесс обучения максимально комфортным для ребенка, а именно:
- выстроить индивидуальное расписание, в котором теоретические занятия чередуются с практическими, так как частая смена деятельности поможет ребенку меньше отвлекаться и лучше концентрироваться;
- проводить уроки в строго определенном месте, а не ходить из класса в класс, потому что постоянная смена обстановки нервирует ребенка с СДВГ, он становится более рассеянным, чем обычно;
- в перерывах между уроками делать разминку или, если позволяет время и место, выходить на воздух, потому что, как говорилось ранее, смена деятельности – лучший вариант из тех, что помогают ребенку с СДВГ справиться со стрессом.
В обычной школе соблюсти эти условия довольно сложно, потому что очное обучение само по себе не предполагает частых выходов на улицу «подышать воздухом» или постоянного нахождения детей в одном и том же кабинете – раз-два в неделю они так или иначе занимаются в разных аудиториях.
На помощь родителям детей с СДВГ может прийти онлайн-школа, потому что во время дистанционного обучения все условия, необходимые ребенку для комфортного обучения, будут соблюдены:
- ребенок занимается дома, в знакомой обстановке, за своим письменным столом – следовательно, ему проще сконцентрироваться;
- в перерывах между онлайн-занятиями он волен делать то, что хочет – пусть хоть на голове стоит, если это не причинит ему вреда и поможет выплеснуть накопившуюся энергию;
- во многих онлайн-школах родители могут выбрать комфортное время для занятий. В онлайн-школе БИТ, например, уроки проходят и утром, и вечером и каждый сам выбирает, в какое время дня ему посещать занятия. У этого способа организации учебного процесса есть еще один плюс конкретно для родителей детей с СДВГ – они могут выбрать время занятий в зависимости от своего рабочего графика, что позволит им самостоятельно следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался от процесса;
- благодаря тому, что график онлайн-занятий выстраивается удобным и для ребят, и для родителей образом, у детей появляется возможность заниматься чем-то помимо школы – спортом, музыкой или танцами. Такие занятия тоже важны для детей с СДВГ, так как помогают им выплеснуть накопившуюся за время уроков энергию без вреда для окружающих и для себя в первую очередь;
- более того, так как занятия в онлайн-школах проходят в группах от 10 до 15 человек, учитель может уделить должное внимание ребенку с СДВГ, если это необходимо. В офлайн-школах, где класс может состоять и из 30 человек, это сделать намного труднее.
Родителям важно также помнить, что одним из главных условий для комфортной жизни ребенка с СДВГ является четко сформированный режим дня, которого должна придерживаться вся семья. Ребенку с СДВГ очень важно следовать точному плану действий и знать, чем он будет заниматься в определенное время. Планирование в целом – эффективный инструмент организации деятельности ребенка с СДВГ, так как составление планов в любой из сфер жизни, будь то распорядок дня или подробно расписанный план выполнения домашнего по любому из школьных предметов, позволит ребенку выделить конкретные шаги для достижения поставленной цели, следовать им и меньше отвлекаться.
Если у вашего ребенка подтвержденный синдром дефицита внимания и гиперактивности, не нужно отчаиваться и слишком сильно переживать по этому поводу – при своевременном обнаружении и соблюдении всех рекомендаций врачей ребенок сможет жить обычной жизнью и заниматься тем, что ему нравится. Главная задача родителей – организовать всю деятельность ребенка комфортным для него способом и помочь ему научиться управлять вниманием, чтобы избежать проблем во взрослой жизни.