Как может проявляться буллинг по отношению к ребёнку со стороны учителя
Субъективная оценка и открытое осуждение учителем внешности ребёнка и недопущение его до занятий из-за, как ему кажется, неподобающего внешнего вида.
Пример: учитель не пускает ребёнка в класс и отправляет к классному руководителю, так как ему кажется, что брюки школьника цветом напоминают джинсы. Ни у других учителей, ни у классного руководителя до этого никогда не возникало вопроса о цвете именно этих брюк ребёнка, и только определённому педагогу они не понравились.
Открытое порицание ребёнка перед одноклассниками с целью привить ему чувство вины и развить чувство неполноценности.
Пример: ребёнок случайно оставил дома, допустим, исторический атлас. Во время урока учитель вместо того, чтобы попросить его соседа по парте поделиться атласом, а самого ребёнка — дома перерисовать в свой атлас то, что проходили на уроке, публично оскорбляет ребёнка перед всем классом.
Категорическое непринятие мнения детей по вопросам, связанным с предметом.
Пример: учитель унижает детей, если мнение о каком-либо вопросе по предмету — прочитанном произведении, ситуации из задачи по обществознанию или историческом событии — которое они высказывают, не совпадает с его собственным.
Ситуации, которые мы перечислили выше — это далеко не все примеры конфликтов между учителями и учениками. Однако они максимально ярко показывают, как может проявляться буллинг со стороны учителей.
Как предвзятое отношение учителя сказывается на ребёнке
Дети боятся сделать что-то не так, высказать свое мнение или не согласиться с мнением преподавателя, хотя именно этому и должна учить школа — думать, анализировать и формировать собственную точку зрения по разным вопросам.
Публичная оценка преподавателем внешности ребёнка заставляет его чувствовать себя тревожно и испытывать вину или стыд за свою внешность или одежду. Если ребёнок аккуратно и опрятно одет по форме, необоснованная оценка учителем его внешнего вида кажется вдвойне несправедливой. Ведь дети приходят в школу для получения знаний, и на это влияют мотивация к учёбе, концентрация внимания, атмосфера в классе и ощущение комфорта в школе, а публичные оскорбления этот самый комфорт и нарушают, создавая проблемы в школе.
Может ли школа предотвратить конфликты учитель-ученик
К сожалению, многие школы практически никак не реагируют на буллинг, особенно со стороны учителей, даже если он перерастает в конфликт между учителем и родителями. Иногда даже случается так, что коллективная жалоба родителей на учителя ухудшает ситуацию, и он начинает ещё сильнее отыгрываться на детях.
Профилактике буллинга в школах также часто уделяют недостаточно внимания. Во многих школах разбираются уже произошедшие ситуации, например, драки или другие инциденты, а вот предотвратить возникновение травли довольно сложно.
Буллинг — одна из основных проблем детей в школе, которой всё ещё уделяют недостаточно внимания. Особенно это касается предвзятого отношения к ученику со стороны учителя, даже если ситуация переходит уже на уровень конфликта родителя и учителя. Чтобы детям было комфортно и интересно учиться, важно не просто разбирать уже произошедшие случаи травли, а стараться предотвращать их путём сотрудничества и слаженной работы классного руководителя, родителей и руководства школы. Только так дети смогут учиться без страха совершить ошибку или быть высмеянными за собственное мнение и с удовольствием изучать школьную программу.