Профессиональное самоопределение с первых шагов или как в онлайн-школе БИТ из детей делают настоящих профессионалов
Профессиональное самоопределение — дело сложное и требующее систематического подхода и недюжинных аналитических усилий. Задача школы — помочь ребенку принять решение о том, чем он хочет заниматься во взрослом возрасте. Чтобы помочь школьникам выбрать будущую профессию и не ошибиться, в школах существует программа профориентации. Она позволяет ученикам познакомиться с разными профессиями и найти дело, которое нравится. В этой статье мы расскажем, как организована программа профессионального самоопределения в онлайн-школе БИТ.
Цели и задачи профессионального самоопределения обучающихся в онлайн-школе БИТ
Основная цель профориентации в БИТ — помочь ученикам осознанно подойти к выбору будущей профессии. Мы помогаем ученикам выбрать профессии, которые будут соответствовать не только их индивидуальным интересам и склонностям, но и ситуации на рынке труда. Профессиональное самоопределение детей затрагивает и учебную, и внеурочную деятельность. Во время уроков и самостоятельного изучения материала наши ученики знакомятся с разными профессиями, а задания с открытым ответом помогают понять, что им нравится.
Развитию профессионального самоопределения школьников способствует еще и проектная деятельность. Каждый ученик онлайн-школы БИТ в течение учебного года готовит масштабный проект. Во время его создания ребятам часто приходится внимательно изучать несколько предметов, комбинировать и анализировать полученную информацию, чтобы получить результат. Эта деятельность может помочь школьникам понять, какие предметы и темы им интересны, что позволит им не ошибиться с выбором профессии.
Благодаря кружкам, которых в БИТ очень много, дети также могут познакомиться с разными профессиями, например, с профессией журналиста, психолога, программиста или эколога. Многие ребята увлекаются настолько, что осознанно решают изучать определенную профессию в дальнейшем.
Помимо этого, тьюторы проводят со своими классами занятия по профориентации, во время которых рассказывают школьникам о разных профессиях. Они также анализируют потребности и интересы учеников, чтобы понять, какие профессии могут им подойти. Тьюторы работают и с родителями — проводят собрания, на которых говорят о профессиональном самоопределении личности.
Педагоги-психологи тоже изучают интересы и склонности учеников с помощью диагностики, следят за готовностью школьников к выбору профессии и проводят тренинговые занятия. Ученики онлайн-школы БИТ и их родители всегда могут обратиться к психологам, если не знают или не могут определить, какая профессия лучше всего подходит ребенку.
Как организовано профессиональное самоопределение в БИТ в зависимости от ступени обучения
Профориентация в БИТ начинается с первого класса, и мероприятия, в которых участвуют ученики, варьируются в зависимости от ступени обучения.
Ученики начальной школы выполняют профориентационные задания на платформе школы, делают проекты и в игровой форме изучают разные профессии. Во время уроков или дополнительных занятий они участвуют в играх по ролям, примеряя на себя разные профессии, чтобы понять, что им нравится. В рамках внеурочной деятельности они встречаются с представителями различных профессий, которые рассказывают им о том, чем занимаются. Мы также проводим среди учеников конкурсы рисунков, приуроченные ко дням определенных профессий, например, ко дню учителя, ко дню космонавтики или ко дню труда. Тьюторы проводят для младшеклассников классные часы, ребята участвуют во внеурочной деятельности, в олимпиадах и конкурсах и посещают кружки.
В средней школе, с пятого по седьмой класс, школьники тоже выполняют профориентационные занятия в системе, делают проекты и встречаются с представителями разных профессий. Они участвуют в олимпиадах и конкурсах, посещают классные часы, которые проводит тьютор. Ребята также могут проконсультироваться с психологом, чтобы больше узнать о своих склонностях и способностях, что тоже помогает в выборе будущей профессии.
Ученики старших классов — с 8 по 11 — помимо участия в олимпиадах, выполнения профориентационных заданий и посещения классных часов, учатся самопрезентации и умению выгодно себя подать. Они посещают занятия, на которых знакомятся с процессом устройства на работу — учатся составлять резюме и проходить собеседования, что также способствует формированию профессионального самоопределения.
Не стоит недооценивать роль профессионального самоопределения в жизни школьников, так как оно помогает им понять, с каким делом они хотят связать свою дальнейшую жизнь. В этом случае, задача школы — помочь ученикам определиться с выбором. Грамотно организованная профориентационная деятельность в школе позволит сделать процесс выбора профессии полезным и интересным для школьников и найти специальность по душе.