Новости

Психологическая готовность к школе

Перед тем, как отдавать ребёнка в школу, важно оценить не только то, насколько хорошо он умеет читать, писать и считать, но и то, готов ли он новому ритму жизни психологически. В этой статье мы разберём понятие психологической готовности к школе и объясним, как понять, готов ли ребёнок к обучению психологически.

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Психологическая готовность к обучению в школе — это комплексное понятие, которое включает в себя совокупность интеллектуальных, социальных, личностных и эмоционально-волевых качеств.

С определением уровня интеллектуального развития ребёнка, как правило, не возникает сложностей, так как понять, умеет ли он считать до десяти, читать, есть ли у него представление об окружающем мире, довольно просто. А вот с социальными, личностными и эмоционально-волевыми навыками определиться сложнее.

Они показывают, готов ли ребёнок справиться с ролью школьника, может ли он управлять своими эмоциями, желаниями и настроением и контролировать их, способен ли проявить волевые качества, когда хочется поиграть, а нужно выполнять уроки. К ним также относятся готовность и возможность взаимодействия с обществом и другими людьми, например, умение задать вопрос учителю, отпроситься в туалет во время урока или пообщаться с одноклассниками.

Также ребёнок должен чётко понимать, что в школе нужно не играть, а учиться, и быть готовым выполнять учебные задачи.

Совокупность качеств и навыков, которые мы перечислили выше, позволяет понять, готов ли ребёнок к школьному обучению психологически. Кстати, в случае с обучением в онлайн-школе детям немного легче адаптироваться, так как они остаются в привычной для себя обстановке, а рядом находится родитель, который всегда поможет.

Как понять, что ребенок готов к обучению психологически?

Перед тем, как отдавать ребёнка в школу, родителям очень важно обратить внимание на то, присутствуют ли в его поведении признаки, показывающие, что он готов к обучению с точки зрения психологии, а именно:

  • Ребёнок позитивно относится к школьному обучению, учителям, одноклассникам
  • Проявляет любознательность и хочет ходить в школу не только чтобы поиграть и встретиться с друзьями, а ещё и для того, чтобы узнать что-то новое и интересное
  • Может проявить силу воли и довести начатое дело до конца, даже если ему этого не очень хочется
  • Не боится взаимодействовать с окружающими
  • Может проявить волевое усилие, и, например, убрать свои игрушки
  • Может проявить эмоциональную устойчивость в разных ситуациях
  • Может самостоятельно выполнять поручения, которые ему даёт кто-то из взрослых — родители, бабушки, дедушки или воспитатели
  • Обладает самостоятельными навыками самообслуживания, к примеру, может одеться или завязать шнурки без помощи взрослых
  • Понимает заданный вопрос и может дать на него ответ

Помимо качеств и навыков, указывающих на психологическую готовность к обучению в школе, существует ряд признаков, которые, наоборот, показывают, что с поступлением в школу лучше повременить. Если родители не уверены, готов ли ребёнок к обучению, они могут обратить внимание на следующие моменты:

  • Ребёнок неусидчив, не может проявить волевые качества, довести начатое дело до конца, и у него отсутствует интерес к окружающему миру
  • Он плохо усваивает нормы и правила поведения в обществе и не применяет их
  • Проявляет эмоциональную неустойчивость.
  • Не воспринимает и не выполняет просьбы.
  • Не владеет элементарными бытовыми навыками.
  • Хочет в школу, не из-за желания учиться и узнавать новое, а потому что там весело и «учебники яркие, а портфель красивый»
  • Не может попросить о помощи взрослого знакомого человека или обратиться к нему с просьбой

Если родителям трудно оценить уровень психологической готовности ребёнка к обучению, они всегда могут обратиться за диагностикой в школу, которую выбрали для ребёнка. В этом случае с ребёнком проводит занятие школьный психолог, который и определяет, сможет ли он выдержать обучение в школе.

Как помочь ребёнку психологически подготовиться к школе?

Чтобы у ребёнка сформировался правильный психологический настрой по отношению к обучению в школе, родителям следует ему помогать и показывать, что школа — это совсем не страшно. Сделать это можно разными способами.

Мы, совместно с психологом в онлайн-школе БИТ, которая работает с учениками начальной школы, составили список действий, которые помогут родителям подготовить психику ребёнка к школьному обучению:

  • Если есть возможность, можно прийти на территорию школы и посмотреть, как там всё устроено
  • Почитать соответствующую возрасту ребёнка литературу о школе
  • Вместе выбрать школьные принадлежности и школьную форму
  • Рассказать о своём позитивном — что очень важно — опыте обучения в школе
  • Перестроить режим дня для того, чтобы ребёнку было легче адаптироваться к школьному обучению.
  • Оказывать ребёнку поддержку, чтобы он знал, что дома его всегда поддержат, выслушают и помогут справиться со всеми трудностями, которые могут возникнуть во время обучения
  • Укреплять самооценку ребёнка, отмечать его сильные стороны
  • Быть рядом с ребёнком и поддерживать в начале такого интересного и важного периода — начала школьного обучения

Поступление в школу — один из самых важных периодов в жизни ребёнка, поэтому к нему нужно правильно и с умом готовиться, причём, не только путём изучения букв и цифр, но и психологически. Родителям важно оценивать то, сформировались ли у ребёнка качества, указывающие на то, что он психологически готов к школе, а также помогать ему их развивать.
Новости