Новости

Работа учителя – какая она?


Несмотря на то, что профессия учителя на первый взгляд может показаться  довольно скучной, существует множество примеров того, что отношение к работе формирует сам человек. В нашей школе работает много талантливых учителей, по-настоящему увлеченных своей работой, и мы посчитали своим долгом поближе познакомить вас с ними. Каждому педагогу онлайн школы БИТ есть, чем поделиться и о чем рассказать.

Первым героем наших интервью стал  Владимир Глебович Петрович, кандидат исторических наук, доцент, по основному месту работы – заведующий кафедрой гуманитарного образования ГАУ ДПО «СОИРО» - Саратовского областного института развития образования.

Владимир Глебович, добрый день. Давайте для начала подробнее представим Вас нашим читателям. Расскажите немного о себе – какие предметы преподаете, сколько лет работаете?

У меня идет 53-ий учебный год – работаю с 1969 года, когда по окончании своей родной школы № 146 города Ташкента остался в ней старшим пионервожатым. Потом райком комсомола, восемь лет директорства в районном Дворце пионеров и школьников. С 1982 года снова в школе, прошел путь от старшего вожатого до директора. Помимо истории и обществознания всегда преподавал в старших классах русский язык и литературу – по глубокому убеждению, что изучать историю России без русской литературы, равно как и литературу без истории невозможно.

Сейчас Вы преподаете в онлайне, но ведь так было не всегда, верно? Работали ли Вы офлайн до школы БИТ? 

Да, как вы и сказали, я работал и в обычной школе тоже.
Чем она, по-вашему, отличается от онлайна?

В обычной школе работать и легче, и трудней, чем в дистанционной. Легче, поскольку учитель лучше знает своих учеников, их интересы, наклонности, видит глаза детей во время уроков, может пообщаться после уроков. Труднее – поскольку в обычной школе, как правило, детей в классе много и учитель не успевает уделить достаточного внимания каждому.

А в чем плюсы и минусы работы онлайн конкретно для Вас?

Плюсы чисто организационные – по роду основной моей работы мне надо оставаться практикующим учителем, чтобы знать все актуальные проблемы изучения истории. Онлайн работа позволяет сделать это без ущерба основной деятельности. Плюсы повседневные – в отличие от учителя офлайн школы я не думаю о поддержании дисциплины на уроке, всё сосредоточено на самом уроке, формах работы, подборе интересных заданий, фактов, получении отдачи учениками.
Минусы – меньше контакта с учениками, учитель меньше знает их, чем в обычной школе, сложнее выявить аспекты для построения индивидуальной образовательной траектории. Поэтому учитель работает в плотной связке с тьютором и психологом.

А где, как Вам кажется, сложнее организовать работу детей – в онлайне или в офлайне? 

Конечно же, сложнее в онлайне. В очном режиме учитель может увидеть, как на уроке школьник выполняет то или иное задание, подойти, проконсультировать, помочь. В онлайне камера статична, порой ученики вынуждены камеры отключать из-за временных проблем с интернетом. Надо тщательней готовиться к уроку и искать новые формы взаимодействия со школьниками.

Раз уж мы заговорили о трудностях, предлагаю остановиться на них немного подробнее. Как думаете, какие трудности помимо проблем со связью?  

Если школьники постоянно выходят на уроки, то проблема только в трудовой дисциплине – надо вовремя выполнить задания, суметь организовать себя. А это некоторым ребятам дается сложно. Приходится искать индивидуальные подходы, просить выполнять задания с открытым ответом по интересам, например.

А если сравнить онлайн и офлайн обучение, где, по вашему мнению, сложнее детям?

Мне кажется, детям сложнее в офлайне. Там много факторов, которые влияют на процесс обучения – образовательная среда школы, класса, межличностные отношения в классном коллективе. Много примеров по нашей школе, когда новые ученики с удивлением замечали, что наши учителя объясняют новый материал, а не заставляют его просто учить. В онлайне риск негативных конфликтов с одноклассниками практически исключен. Так что в нашей онлайн школе учиться легче и интереснее!

Теперь давайте чуть подробнее поговорим о том, как учителю живется и работается в онлайне. Многим кажется, что онлайн система не дает учителям полностью раскрыться и реализовать свой потенциал. Что Вы думаете об этом? Есть ли интересные конкурсы и проекты, в которых Вы участвовали или хотели бы поучаствовать?

По роду своей основной деятельности я негативно отношусь к столь популярному конкурсу «Учитель года». Из него с каждым разом делают просто шоу. Цену себе как учителю знаю – среди моих учеников за многие десятилетия учительского труда есть академики, заведующие кафедрами лучших вузов страны, директора школ… Но в этом году рискнул поучаствовать в профессиональном конкурсе учителей истории – «История в школе: традиции и новации», который проводит Ассоциация учителей истории и обществознания. Вышел во второй тур.

Можете поподробнее рассказать, в чем была суть конкурса?

В первом туре надо было написать эссе на заданную тему – в этом году темой стала региональная история. Во втором туре надо было дать урок в одном из своих классов. Из предложенных тем урока выбрал «Роль научно-технического прогресса в развитии общества (на примере полета Ю.А. Гагарина)».

Но ведь Вы же не выполняли все задания в одиночку? Я уверена, что Вам помогали коллеги и ученики, ведь так?

Да, все верно. Методическое объединение учителей истории и обществознания обсудило план урока, коллеги дали мне ценные советы. Ребята из 10-х классов готовили проекты для защиты на уроке, 11-классники выступили в роли экспертов. 
К сожалению, в финал конкурса я не попал, по словам организаторов, не хватило всего нескольких баллов. Опыт появился, попробую на следующий год, когда мои 10-классники станут уже 11-классниками, потенциал у них есть.

Как мы видим, работа учителя может быть интересной и нескучной и в онлайн школе, ведь возможности для профессионального роста и реализации найти можно всегда. А нам остается только пожелать Владимиру Глебовичу дальнейших профессиональных и творческих успехов и поблагодарить за столь увлекательное интервью.
Новости