— Две школы? Да еще и обучение на разных языках?Неужели одной недостаточно? И так-то устаешь от нескончаемой череды домашнего задания, контрольных и экзаменов, а тут – две? У кого-то и правда хватает сил и смелости это выдержать?
— Ну да, две школы. В таком варианте обучения нет ничего страшного, особенно если ребенок живет в другой стране или планирует получать высшее образование за рубежом. К тому же для тех, кто не хочет ограничиваться лишь зарубежным образованием, есть отличный вариант – онлайн-школы.
Среди учеников онлайн школы БИТ есть немало тех, кто учился или учится в двух школах одновременно, например Тимофей и Варвара Геворкян, у которых получилось совмещать учебу в России и в Англии.
Тимофей, 19 лет, окончил БИТ в прошлом году, сейчас учится в университете Лидса в Англии;
Варвара, 16 лет, в данный момент учится в школе Виндермер в Англии, переходит в 12 класс, параллельно с этим оканчивая школу БИТ)
Ребята с удовольствием согласились помочь нам разобраться в том, насколько сложно учиться одновременно в двух школах, да еще и на разных языках.
Вы обучаетесь одновременно в русской и английской школах. В какой школе сложнее учиться и почему?
Варвара: «Нельзя ответить однозначно. С одной стороны сложнее учиться в английской школе из-за того, что ты выбираешь предметы сам и потом их сдаёшь – это добавляет ответственности. Тебе нужно одинаково сильно стараться на каждом уроке. А в русской школе сдаёшь не все предметы. С другой стороны, в русской школе предметов больше, хотя нельзя сказать, что объём информации больше, просто она разнообразнее.»
А где больше задают и строже требуют?
Тимофей: «Тут варьируется в зависимости от класса. До 9 класса я бы сказал, что больше задают в России. В Англии в частных школах обязательным условием является занятие в кружках и, дабы было на это время, задают не так много заданий, да и предметов там меньше, так что объем информации вполне посильный. В России в это время как раз закладывается база. После 9 класса, который аналогичен 11 в Англии, происходит большой скачок в сложности, и тут, хоть предметов и меньше, они изучаются очень глубоко и домашки точно не меньше чем в России, а зачастую и больше.»
Кстати о домашке. Существуют ли в английской и в российской школе какие-то различия в наказаниях за несделанное д/з ?
Тимофей: Наказание тоже отличается – если в России за несделанное задание ставят 2, то в Англии оценкой это не карается, зато вас попросят после школы прийти и час сидеть безтелефона, максимум с бумагой и ручкой и либо выписывать тематические слова по типу «прилежность» и «ответственность», либо просто смотреть в окно.»
А как у вас получается совмещать учебу в двух разных школах, причем на разных языках?
Сложно ли это?
Тимофей: «Поначалу было сложно. Но через какое-то время втягиваешься и становится не так сложно, хотя иногда, конечно, объёма концентрации не хватает на оба направления. Главный секрет здесь в систематизации знаний, зачастую ведь темы и тут, и там пересекаются, таким образом, появляется возможность взглянуть на один материал с разных точек зрения, что, безусловно,способствует более глубокому усвоению. Но, пожалуй, это не для всех, так как времени уходит прилично и если вы заинтересованы в высоких оценках в обоих школах то придется жертвовать отдыхом и к этому не все готовы. Часто приходится себя заставлять, так что сила воли не помешает.»
Варвара: «Приходится хорошо планировать время и расставлять приоритеты. После английской школы я не отдыхаю, а сразу делаю уроки, после уже занимаюсь в русской школе. Конечно, приходится делать в два раза больше, но к этому привыкаешь со временем. Я всегда думала о том, как будет круто, если у меня все получится, если сейчас я не сдамся ибуду стараться дальше. В плане языка, у меня бывало такое, что некоторые термины язабывала на одном из языков, но больше трудностей не было.
Теперь давайте немного поговорим о вашей русской школе – онлайн-школе БИТ. Что вам больше всего нравилось/нравится в обучении там? Почему?
Тимофей: «Больше всего мне нравилось то, с каким пониманием учителя относились к сложности совмещения обеих школ, что позволяло сделать процесс обучения более гибким, ну а также неплохо проработанный интерактивный сайт, что делало обучение более интересным.»
Варвара: «Мне очень нравятся учителя, которые у меня преподают. Они все спокойно мне объясняют, всегда доброжелательны. Ещё очень удобно решать онлайн-тесты и совмещать их с аттестационными работами. Было бы намного сложнее писать только контрольные.
А какие еще плюсы онлайн-обучения можете выделить?
Тимофей: «Гибкость, экономия времени, ну и самое очевидное, возможность занятий из любой точки мира.»
Варвара: «Возможность заниматься из любого места, где есть интернет. Я могу поехать на дачу, вдругую страну, но я все равно смогу посещать занятия. Это очень удобно.»
А теперь давайте поговорим о вашей жизни вне учебы. Остается ли время на какие-то занятия помимо нее?
Варвара: «Время найти можно всегда. Главное правильно все планировать. Человек не может бесконечно работать, ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Иногда приходится чем-то жертвовать, это абсолютно нормально. Я вот люблю рисовать, слушать музыку, гулять, заниматься спортом. Для меня важно отдыхать от уроков тоже, чтобы сильно не устать.»
А чем вы обычно занимаетесь в свободное время – есть ли силы на что-то серьезное вроде спорта или музыки, или же хочется просто побыть в тишине и отдохнуть?
Тимофей: «Тут, думаю, у всех по-разному, в зависимости от энергозапаса конкретного человека. Я лично старался находить время и на спорт, и на музыку, музыка особенно мне помогала отвлечься и вдохновляла меня даже в моменты истощения.»
Любая учеба выматывает, а такая, как у вас – особенно. Как вы справляетесь с усталостью и выгоранием из-за большой учебной нагрузки? Какие советы сверстникам можете дать в этом плане?
Тимофей: «Ну как и говорил выше, я бы советовал найти занятие в котором вы могли бы растворяться, что-то чем можете заниматься часами. Во всем нужен баланс, и если вы будете развиваться в нескольких направлениях, то они будут друг друга дополнять, создавая гармонию, в которой вы будете сами удивляться своей продуктивности.»
Варвара: «Обычно я делаю уроки, которые мне срочно нужно сделать, а потом стараюсь забыть о всех делах и просто отдохнуть. Главное слушать себя, оценки не стоят здоровья. Совет я дала бы такой: школа - это отправной пункт во взрослую жизнь, мы учим не только школьные уроки, но и как вести себя в критические ситуации, как договариваться с людьми и так далее. Важно стараться учиться, но при этом слушать себя, не нанося вред своему здоровью.»
Видите? Учеба в двух школах одновременно – это не так уж и страшно, и Тимофей и Варвара это доказали своим примером. Как говорится, было бы желание, а средства всегда найдутся.