8-800-511-27-08
---------------------------------
Безопасная Интернет Территория

Безопасная Интернет Территория

НАПРАВЛЕНИЯ
КАК ПОСТУПИТЬ
СТОИМОСТЬ
О НАС
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
Обратный звонок
Введите номер телефона и мы с вами свяжемся в течение 30 минут
Новости

Мотиваторы для обучения или как помочь ребенку осознать ценность учебы

Чтобы понять, как замотивировать ребенка на обучение, нужно, прежде всего, выяснить, что такое мотивация и какой она бывает. Психологи и социологи дают несколько определений мотивации, каждое из которых сводится к одному. Мотивация – это побуждение к действию или удовлетворению человеком какой-либо из своих потребностей. В случае с обучением потребностью можно считать необходимость получения новых знаний и приобретения умений, которые помогут ребенку стать полноправным членом общества. 

Видов и классификаций мотивации несколько: внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная и устойчивая или неустойчивая. Мы немного остановимся на каждом, а затем поясним, какие из них лучше всего использовать, чтобы замотивировать ребенка на получение знаний и образования в принципе. 

Главное отличие внешней мотивации от внутренней состоит в том, что первая продиктована обстоятельствами и причинами, не связанными с содержанием и эмоциональной составляющей деятельности. Самый простой пример внешней мотивации, в нашем случае, для школьника – это выучить тему по предмету, чтобы исправить оценку или хорошо написать контрольную. Внутренняя мотивация же, наоборот, идет от сильного интереса человека к определенному виду деятельности и, соответственно, порождает желание учиться и совершенствовать свои навыки. К примеру, ребенок может с удовольствием и «не из-под палки» заниматься спортом, рисованием или музыкой, потому что они дают ему массу положительных эмоций и помогают реализовать свой творческий потенциал.

Если говорить о положительной и отрицательной мотивации, то здесь мы имеем дело с классическим методом «кнута и пряника». Так, сделки с ребенком  в духе «сделаешь домашнее задание – и можешь поиграть в игру на компьютере или посидеть в Интернете», на которые идут многие родители, чтобы простимулировать детей к учебе, можно отнести к положительной мотивации или к «методу пряника». А вот необходимость выучить материал, чтобы не получить нагоняй от родителей или учителей уже, непосредственно, на уроке, считается отрицательной мотивацией или «кнутом».

Осталось разобраться с двумя оставшимися видами мотивации, а именно – с устойчивой и неустойчивой мотивацией. Здесь, на самом деле, все довольно примитивно и просто. Устойчивая мотивация постоянна, так как в ее основе лежат естественные потребности человека. Так, утоление голода и жажды, общение, каждодневный восьмичасовой сон, да и отдых, в целом,  являются примерами потребностей, которые реализуются с помощью устойчивой мотивации. Обучение, творчество, занятия спортом – напротив, виды деятельности, которые относятся к категории неустойчивой мотивации или, иными словами, требуют постоянной поддержки извне.

Говоря, непосредственно, о мотивации детей к учебе, стоит отметить, что не все дети, особенно в дошкольном или младшем школьном возрасте понимают всю важность и значимость обучения. Именно поэтому лучше всего для большинства работает не один, а несколько видов мотивации, которые используются не отдельно друг от друга, а вместе. 
Поскольку способности и интересы каждого ребенка индивидуальны, внутренняя мотивация поможет только в том случае, если школьнику по-настоящему нравится определенный предмет, и ему интересны подача и объяснения материала учителем. Внутренняя мотивация – самая сильная из всех и именно она может помочь «свернуть горы» в изучении материала. Именно поэтому задача каждого учителя – это не только понятным и доступным образом объяснить материал, но и заинтересовать детей своим предметом, потому что никакая внешняя сила не побудит их заниматься лучше, чем они сами.

Безусловно, для школьников работает и внешняя, и положительная, и отрицательная мотивация, но здесь, как и в случае со внутренней – все сугубо индивидуально и зависит от интересов и предпочтений ребенка. Так, кто-то может учить физику или химию, чтобы хорошо написать четвертные и годовые контрольные и не расстроить родителей, но заниматься историей, так как ему безумно интересно узнать больше о династии Романовых и наоборот – изучать точные науки из интереса и любопытства, а гуманитарные предметы «вывозить» лишь зубрежкой. 

Самое главное в вопросе побуждения школьников к учебе – осознать, что мотивация должна быть постоянной, и что не все дети могут оставаться мотивированными  в течение длительного времени. Именно поэтому важно поддерживать их внутреннюю мотивацию и интерес к предметам школьной программы путем интересной и понятной подачи материала. Внешняя и положительная мотивация тоже работают довольно неплохо, но важно понимать, что, когда вы имеете дело с ними, желание ребенка учиться может исходить не только из интереса, но и из рациональных соображений, таких как получение хороших оценок, сдача ЕГЭ с высокими баллами или нежелание расстраивать родителей.
Новости