Онлайн школа для детей с ЗПР: от первых ошибок до аттестата
Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) требует большего внимания и контроля, чем обучение обычных школьников. Детям с ЗПР трудно учиться в офлайн школах из-за большого количества учеников в классах и практически полного отсутствия индивидуального подхода в обучении. Все больше родителей сейчас выбирают онлайн школы для детей с ЗПР, так как многие из них придерживаются индивидуального подхода и готовы брать учеников с ограниченными возможностями здоровья и развития. В этой статье мы расскажем и на примере онлайн школы БИТ покажем, как должно быть организовано обучение детей с ЗПР.
Каким должен быть учебный процесс для детей с ЗПР
Дети с ЗПР учатся по двум адаптированным вариантам программы — 7.1 и 7.2. Рекомендованная ребенку программа прописывается в заключении ПМПК. Программа 7.1 подразумевает, что он должен пройти программу начальной школы за четыре года, а программа 7.2 — вариант с пролонгацией. Иными словами, если ребенку рекомендована программа 7.2, программу любого года обучения в начальной школе можно пройти не за год, а за два. Обычно программа 7.2 вводится как первый дополнительный класс, когда программу первого года обучения проходят в течение двух лет, а не как повторное обучение. Если ребенок все успевает и хорошо усваивает материал в первом классе, пролонгацию не делают. Однако, не исключено, что она может понадобиться во втором, третьем или четвертом классах. От программы также зависит введение иностранного языка — АООП для детей с ЗПР (вариант 7.1) начинается со второго класса, а АООП для детей с ЗПР (вариант 7.2) — с третьего.
Как организована работа с детьми с ЗПР в школе БИТ
Сейчас дети с ЗПР в начальной школе в БИТ обучаются, в основном, по программе 7.2. Учебная программа и все материалы, необходимые для обучения, корректируются и меняются индивидуально, в зависимости от диагноза ребенка. В течение учебного года с учениками проводят коррекционные индивидуальные и групповые занятия логопед, дефектолог и детский психолог онлайн. Если специалисты видят, что состояние ученика улучшилось или, наоборот, ухудшилось, они направляют его на повторное прохождение ПМПК. Во время прохождения аттестаций для учеников с ЗПР, у которых есть заключение ПМПК, вводятся дополнительные условия. Например, если ребенок обучается по программе 7.1, школа может продлить время прохождения аттестации. Также БИТ позволяет родителям учеников, занимающихся по программе 7.2, присутствовать на уроках и во время проведения аттестаций.
С этого учебного года ученики, имеющие любые заключения ПМПК, учатся в БИТ только на тарифе «Школьный» в формате ежедневных онлайн уроков. Такой способ организации обучения детей не только с ЗПР, но и с ОВЗ в целом, позволяет психологу, логопеду и дефектологу оперативно отслеживать изменения в их состоянии и своевременно им помогать. Уроки у учеников с ОВЗ ведут коррекционные педагоги, и весь процесс взаимодействия ученик-учитель проходит под контролем дефектолога, психолога и логопеда. При подготовке домашних заданий, учителя учитывают особенности каждого ученика и дозируют учебную нагрузку в зависимости от диагноза. В начале и в конце учебного года дефектолог, психолог и логопед также оценивают состояние и динамику всех учеников и, при необходимости, направляют детей на ПМПК или в медицинские учреждения. Все ученики с ОВЗ и ЗПР посещают кружки и внеурочные мероприятия, если им этого хочется, и школа их никак не ограничивает в этом плане.
Правильно организованное обучение по специальной программе с постоянным контролем дефектолога, психолога и логопеда позволяет скорректировать задержку психического развития у детей. Обучение в хорошей онлайн школе, которая придерживается индивидуального подхода и в которой есть центр психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, может помочь скорректировать ЗПР у ребенка и дать ему возможность в будущем получить аттестат.